Как Вам удобно с нами связаться?

Всё о гуманитарке

Гуманитарная помощь – это те средства (финансовые, материальные и услуги), которые безвозмездно предоставляются одними лицами (физическими, юридическими, государствами) другим.

Гуманитарную помощь в современном понимании можно условно поделить по нескольким признакам:

  1. По получателю:
    – территориальная (поставляется на склады и распределяется уполномоченными к распределению территориальными органами власти)
    – тематическая / проблемная (получатели – группы лиц, объединённых одной темой / проблемой – получается и распределяется уполномоченными лицами)
    – адресная (получатели – группы лиц или лица, указанные получателем) – также получается и распределяется уполномоченными лицами организаций и подразделений, доверенные лица
    – точечная (получатели – лица или группы лиц) – доставляется до места получателям и получается ими лично или доверенными лицами, без перегрузки на склады (соответственно, значительно меньше шансов на утерю, порчу или иные нежелательные явления)
  2. По назначению:
    – мирному населению для обеспечения личных нужд, выживания и улучшения условий, безопасности
    – военным (военнослужащие и иные лица, причастные к боевым действиям) для личного и группового пользования в отношении улучшения быта, безопасности; также сюда можно отнести всё, что не касается оружия и боеприпасов (вне зависимости от их использования получателями)
    – медикам (медикаменты, оборудование, расходный материал)
    – иная (животные, природа и т.п.)
  3. По составу:
    – смешанная
    – однородная (например, строительные материалы или медицина)
  4. По объёму:
    – однообъёмная – в размере груза одного транспортного средства
    – эшелонированная – в размере груза нескольких транспортных средств
  5. По регулярности:
    – разовая
    – систематическая
  6. По операторам сбора:
    – частная – собирается группой лиц или человеком и так же доставляется
    – общественная – работа фондов и общественных организаций
    – государственная – работа государственных и муниципальных организаций, политических партий
  7. По источникам наполнения:
    – частная – физические лица
    – коммерческая – организации
    – государственная – из бюджета и от государственных и муниципальных предприятий

Очевидно, что объём гуманитарной помощи всегда недостаточен, а её состав всегда оставляет желать лучшего. Поэтому самая лучшая гуманитарная помощь – помощь по заявкам ответственных лиц. Но всегда самый главный вопрос – источник. И это даёт ответ на вопрос – почему гуманитарка всегда отстаёт по составу от ожиданий.

Давайте разберём простейший случай на примере абстрактного подразделения.

Заявка:
– 200 м² фанеры (примерно 2 м³ и 1200 кг) – 50 000 руб. – можно попросить у местного производителя
– 10 колёс для “буханки” (примерно 1,5м³  и 200 кг) – 100 000 руб. – можно попросить у местного шинного дилера
– 30 бронежилетов (примерно 450 кг и 1,5 м³) – 1 800 000 руб. – можно попросить у местного крупного военторга, но скореек всего – купить
– 5 квадрокоптеров “Мавик” с тепловизорами (0,5 м³ и 5 кг) – 3 000 000 руб. – можно только купить

Итого мы имеем 5-6 м³ весом около 2т и стоимостью около 5 млн.руб. По объёму и грузоподъёмности – это грузовая Газель. Из них желательно “живыми” деньгами иметь почти всю сумму, т.к. скорее всего, дроны в такой комплектации и бронежилеты вряд ли кто даст.

Этот груз необходимо доставить (берём отправку с зауралья) на расстояние около 2,5 тыс.км и вернуться обратно. Итого ГСМ обойдётся примерно в 40-50 т.р. Не считая питания, ночевок на стоянках и охраны 6 ночей и 7 дней (минимум) на 2-х водителей, которые скорее всего, ещё и хотят получить зарплату, т.к. обязательства семьи кормить никто не отменял – это ещё около 70-80 т.р. Плюс резерв на поломки, шиномонтаж и непредвиденные случаи – 10-20 т.р. Итого доставка груза встанет около 150 т.р. Хотя, конечно, водителей с машинами и ГСМ могут выделить транспортные предприятия. Но у них расходы будут ещё больше с учётом налогов, страховок, амортизации и иных издержек в соответствии с нормами.

Что ожидаем увидеть в реальности (рассматриваем частную гуманитарку)?

  1. Фанеры нужного качества не дадут. Поэтому 2 варианта:
    а) взять полкуба 3мм влажной фанеры (кстати, её скорее всего, придётся откуда-то и на чём-то везти и потом где-то хранить – так чтобы не испортилась и не украли). На фанеру скорее всего деньги найдутся сразу, но все будут предлагать свои варианты. Цена вопроса будет около 10 т.р. вместо 50.
    б) купить то, что надо поблизости, договориться об ответхранении и забрать когда надо, перед отъездом.
  2. С колёсами – та же ситуация:
    а) взять колёса б/у – купить или попросить (так же – на чём-то возить надо), проверить на шиномонтаже, подлатать и где-то опять хранить. Цена вопрса – примерно 30 т.р. не считая ГСМ и нескольких дней на поиски.
    б) купить и положить на ответхранение у продавца, забрать когда надо
  3. Бронежилеты:
    а) попробовать поспрашивать поскупать б/у и потом провести ревизию, часть выкинуть. Затратно, долго и… небезопасно! Потому что СИБЗ от “парни сказали, что нормальные броники” – далеко не самый полезный вариант на передовую.
  4. Мавики. Без вариантов. Покупать за живые деньги.
  5. Газель:
    а) нанять газелиста с машиной и напарником – цена та же
    б) попросить автопредприятие (вероятность невелика если эта просьба не будет от авторитетного или решающего лица)
    в) купить газель и поехать самому за рулём без напарника – расходы по дороге плюс на газель (и, возможно, в дальнейшем – обслуживание кредита)
    г) получить Газель в дар от добрых людей и вложиться в ремонт. Неплохой вариант.
  6. Все остальные дорожные расходы:
    а) при схеме с деньгами будут минимальны
    б) при всех “кривых” схемах могут возрасти в разы – проверено на практике.

Вывод:

Для того, чтобы гуманитарная помощь была в срок и качественная, необходимы денежные средства в количестве, превышающем заявки – т.е. с избытком. Это значит необходимо привлекать все возможные источники финансирования. Как это делается? Во-первых – через фонды, общественные организации. Во-вторых – посредством массового сбора “с улицы”, что требует немалых затрат, но и приносит хороший результат. И в третьих – сбор в устоявшихся закрытых группах.

Конкретно по разобранному случаю:

Целесообразно издалека везти капиталлоёмкие товары – мавики и бронежилеты на легковой машине. Остальное можно либо купить максимально близко там, имея в наличии транспорт подразделения хозобеспечения, либо купить в максимальной близости и нанять Газель со значительно меньшими затратами.

Теперь немного об экономике.

Согласно законодательству фонды вправе тратить на собственные нужды (т.е. администрирование, хранение и транспортировка гуманитарки, привлечение, зарплата сотрудников с налогами) до 20% поступлений. Средние расходы на комиссии платёжных систем для фондов – от 1 до 3%. Также расходы по продвижению ресурсов составляют до 5% от привлечённого объёма. Потому что можно привлечь 10 тысяч и никому ничего не заплатить, и можно привлечь миллион, потратив на его привлечение 150 тысяч. Ценен конечный вариант. Это для тех, кто считает, что его средства должны тратиться строго на закуп самого гуманитарного груза.

И вот интересный вопрос: укладываются ли фонды в эти 20%? Если честно, то если поступления фондов никак не связаны с неким административным или иным ресурсом, то обычно нет. Потому что там люди работают с утра и до ночи с полной отдачей. И семьи так же надо кормить. И поэтому никогда нельзя обижаться на то, что фонды тратят часть денег не на гуманитарку.

Другое дело если фонд создан при крупной организации и она через него оказывает помощь за счёт своих средств и средств присоединившихся партнёров. Там несколько иной расклад по расходам. Однако, эти расходы также несёт организация-основатель фонда. И математика не меняется.

Что происходит в нашем случае – ИП и ООО, принимающие средства и выплачивающие с них налоги? И нет ли смысла создать фонд?

Всё достаточно прозрачно: до 4% берут платёжные системы, позволяющие принимать платежи онлайн на счета, 6% – налог на упрощённой системе налогообложения, 1% – все банковские комиссии и расходы, до 10% – расходы на привлечение средств, и транспортные и иные расходы – по факту.
Посчитаем математику такой работы исходя из сбора в 1 млн.руб. и 5-дневной поездки на легковом а/м:

110 т.р. – налоги и комиссии
100 т.р. – расходы по привлечению средств
90 т.р. – расходы по командировке, закупу, связи и прочие
Итого – 30 т.р. или 30% с данной суммы. 
700 000 – направляется на закуп и изготовление гуманитарки.

Что бы было в случае с фондом?

40 т.р. – платёжные системы и банковские расходы
100 т.р. – расходы по привлечению средств
90 т.р. – командировка
150 т.р. – ежемесячный ФОТ фонда с налогами
20 т.р. – общехозяйственные расходы по содержанию фонда
Итого – 400 т.р. (на 100 т.р. больше ООО и ИП и на 200 т.р. больше нормы!) – расходы и 600 т.р. – на гуманитарку. Соответственно, для того, чтобы собрать сумму, которая позволит фонду нести такие обязательные (а без них никуда!) расходы, ему необходимо привлечь минимум 3 млн.:

120 т.р. + 200 т.р. (должно быть достаточно) + 90 т.р. +170 т.р. = 580 т.р., т.е. едва вписывается в нормы 20%. Но справится ли несистемный фонд с этой задачей с таким ФОТ и расходами по привлечению? На грани. Поэтому открывать фонд, не имея достаточной финансовой и иной опоры, смысла не имеет. И гораздо дешевле обходиться своими силами. Кстати говоря, если говорить про объём 3 млн – вполне возможно увеличатся и транспортные расходы. Поэтому минимально привлекаемый объём любого среднего фонда должен быть не менее 4 млн.руб.

Отвечу на вопрос – а что если использовать ресурсы других фондов и помогать им собирать средства?

Да, дело благое. Но деньги чаще всего обезличены и в общей массе на поездку таким образом собрать не представляется возможным. Только в случае жертвования крупных сумм и понимания, что фонд будет распоряжаться ими строго по Вашей просьбе – “Иван Иванович перечислил 180 т.р. на такие-то продукты и вещи для того, чтобы лично я их отвёз, т.к. он знает меня, а ребята на передовой знают, что я доставлю именно им и то, что надо”. Это скорее исключение, чем правило.

Относительно сборов на личную карту… Да, такое практикуется. Но это хорошо в закрытых группах. Тогда  экономятся эти самые 10%. А если захотите принимать через сайт на свою личную карту – расходы по вводу и выводу средств будут ещё выше (смотреть аналитику на внешнем сайте): 

Данная статья написана для более глубокого понимания всеми того, почему и как расходуются средства, направляемые на гуманитарную помощь.

Помочь проекту (сумму можно ввести любую от 500 рублей):